Таинственная страна Биармия..

Vikingi-1Биармия, Бьярмаланд, Бьармия (коми: тай му), название легендарной страны на Северо-Востоке Европы, славившейся мехами, серебром и моржовой костью. Известна по скандинавским сагам, до эпохи викингов, 8-10 вв.

Часть историков считают, что Биармия — это скандинавское название побережья Белого моря, Двинской земли, другие связывают это название с Пермью русских летописей и соответственно с бассейнами Вычегды и Камы.. В свете современных представлений не исключается вероятность эпизодических посещений скандинавами в 8-10 вв. некоторых областей европейского Севера России, в частности, бассейне Северной Двины..

Наиболее приемлемой считается гипотеза профессора Дмитрия Владимировича Бубриха (13.7.1890 — 30.11.1949), согласно которой древнерусский этноним Пермь (Перемь) и древнескандинавское «Beormas» сложились на основе финско-карельской «Реrа-mаа» (дальняя, северная земля, Заволочье). Так прибалтийско-финские народы называли земли, лежащие к востоку от Двинской земли, а русские перенесли этот термин на земли, где проживали предки народов коми..

Скандинавский термин «Biarmaland» или «Biarmia» возник, вероятно, на этой же основе и обозначал не какую-то локальную территорию, а обширный регион Северо-Востока Европы, населенный родственными финно-угорскими племенами..

Современные историки полагают, что богатство Биармии объясняется его выгодным расположением вдоль торгового пути — через Двину, Вычегду, Каму, Волгу — в Волжскую Булгарию. По этому пути скандинавские торговцы меняли серебряные монеты и другие товары на принесенные из Биармии шкуры зверей (соболей, песцов, белок) и клыки моржей.. Этот маршрут скандинавы использовали, по-видимому, как дополнение к Волжскому торговому пути..

«А иные народы, дающие дань Руси — чудь, весь, меря, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы — свой язык имеющие, от колена Афетова (сын Ноя), и живущие в странах северных» (Повесть временных лет. 1113 г.)

Ок. 870 г. средневековый норвежский мореплаватель из Холугаланда Оттар отправился в путешествие на Север, обогнул Нордкап, прошел вдоль Мурманского берега Кольского полуострова, обошел мыс Святой Нос и, войдя в Белое море, спустился на юг до устья «Большой реки» (Северной Двины). Тогда путешественники вошли в эту реку, но не решились плыть слишком далеко, опасаясь нападения, т.к. земля была густо заселена людьми (по одной стороне реки). Там жили биармийцы (бьярмы), язык их был очень похож на финский, и поэтому Оттар и его спутники смогли с ними объясняться. В отличие от лапландцев бьярмы жили оседло, занимались земледелием, охотились в сосновых лесах, торговали пушниной и были богаты. Вскоре он опять поехал в Биармию, интересуясь природой этой страны, а также и из-за моржей, потому как их зубы представляли собою весьма дорогостоящую кость — несколько таких зубов он преподнес королю, а их кожа была хороша для корабельных канатов.

В 960-х Харальд II Серая Шкура (конунг, 4-й король Норвегии 961-970, сын Эйрика I, династия Инглингов) совершил набеги в Биармию. Об этом пишется в «Саге о Харальде Серая Шкура». Харальд поплыл одним летом со своим войском на север в Страну Бьярмов и дал большую битву бьярмам на берегах Вины (очевидно Северной Двины), совершал набеги по всей стране и взял большую добычу.

В 1026 году конунг Олаф II (король Норвегии 1015-1028, известен как Олаф Святой, почитаемый и на Руси; в 1028 после поражения от Дании вынужден был покинуть Норвегию, бежал в Швецию, и дальше в Русь, в Новгород) послал Карли на север в Бьярмаланд, к нему присоединился его брат Гуннстейн и Торир Собака.

В «Саге об Олафе Святом, глава CXXXIII» рассказывается,

..что викинги, прибыв в Страну Бьярмов, пристали у торжища, закупили много беличьего, бобрового и собольего меха. После отправились вниз по реке Вине. Выйдя обратно в море и посоветовавшись на корабле, норвежцы объявили больше не соблюдать мира с местными жителями и задумали ограбить храм.. Они пристали к берегу, несколько человек осталось охранять корабли, остальные сошли на берег. Вначале шли по равнине, потом через большие леса и, наконец, путники вышли на большую поляну, где стоял храм Йомали, огороженный забором.. (прим. Юмала, Йомал, Омоль, Юмо, Юммал, — языческий, особо почитаемый «небесный бог» финно-угров, саамов, коми-зырян, марийцев, эстонцев).. Перебравшись через частокол они подошли к кургану и выкопали из него столько сокровищ, сколько могли унести в своих одеждах. Но как только их услышала стража, воры ретировались, выбежали из леса, сели на корабль, поставили парус и быстро вышли в море.. Позднее в море они так и не смогли поделить меж собой добычу, перессорились, и в итоге Торир, убив одного из братьев — Карли, забрал себе сокровища..

В 1217 году по рассказу исландского летописца Стурлесона два норвежских торговца прибыли в Биармию чтобы купить шкурки, один из них, затем, продолжил путь на юг — в Русь и дальше в Святую Землю, где он намеревался принять участие в крестовых походах. Второй торговец, кто остался, однако был убит в Биармии.. Это событие вызвало у Норвежского королевства провести кампанию возмездия в Биармии, и которую оно подвергло ограблению в 1222 году — последний год упоминания Biarmia в скандинавских летописях.. После этого Биармия ни разу не упоминается ни в одном историческом источнике..

Легенды о Биармии как о могущественном государстве научно не доказаны..

В 1539 шведский картограф Олаф Магнус в книге «История северных народов» и на составленной им исторической карте (известной как Carta Marina) дал сведения о Биармии. Биармию он поместил севернее Финляндии (восточнее 3-х норвежских замков-крепостей) в районе Кольского полуострова до устья Северной Двины. Опираясь на хронику датского летописца Саксона Грамматика (1140 — 1208), он выделил две Биармии — Ближнюю и Дальнюю.

Первая покрыта высокими горами и вечными снегами не тающих даже летом; она не приспособлена к жизни и препятствует проникновению европейцев в Дальнюю Биармию, которую населяют удивительные племена, занимающиеся оленеводством охотой и рыболовством. Земля там достаточно плодородная, но земледелием жители не занимаются. Население обеих Биармий поклоняется идолам и верит в магию — языческие племена финно угров: саамов (Кольский п-ов), вепсов (Сев. Двина), коми (Вычегда), манси (Предуралье, Кама, верх. Вычегды).

BiarmПуть скандинав в Биармию и Волжскую Булгарию проходил через Заволочье (Сев. Двину), Пермь Вычегодскую (Вычегду), Пермь Великую (Каму). Современная карта.

Известный историк и натуралист капитан Н. П. Рычков во время академической экспедиции 1770-1771 гг. в Пермский край возле дер. Губиной на Каме (между Чердынью и Соликамском) наткнулся на древнее городище с укрепленными валами из каменных плит. Где были найдены множество следов древних путей с Камы на Вычегду и Печору, в том числе большое количество арабских и иранских серебряных монет.

В 1989 году в окрестностях г. Архангельска на Северной Двине (водном пути скандинав в Биармию) в 45 км от устья был обнаружен т.н. Архангельский клад. Клад был зарыт на правом берегу небольшого ручья, впадающего в речку Вихтуй (это рукав реки Тойнокурьи, приток Северной Двины). Клад представляет собой «сокровище» из 2000 западноевропейских серебряных монет и около 20 ювелирных украшений (подвески, височные кольца, гривны, браслеты). Судя по составу монет, клад датируется тридцатыми годами XII века.

В 13 веке под давлением русских (которые заселяли северные леса и долину Северной Двины во время нашествия татаро-монгол) многие жители Биармии уплыли на кораблях на северо-запад в Карелию и в Норвегию. Образовался раздел между восточными и западными финно-угорскими народами Северной Европы. Единая Биармия прекратила существование.

Западные финно угорские народы

Саамы (проживают в Норвегии, Швеции, Финляндии и России), Квены (норвежские финны), Финны (живут в Финляндии, Швеции, Норвегии а также в США и Канаде). Карелы (Республика Карелия, Тверская, Ленинградская, Мурманская и Вологодская области, Финляндия), Вепсы, этноним «весь», «чудь» (Карелия, Ленинградская и Вологодская области), Ижорцы (ижоры или ингерманландцы проживают в Ленинградской области, до 1710 это Ингерманландская губерния), Водь (проживают в основном на севере Кингисеппского района Ленинградской области), Сету (Псковская область), Эстонцы (живут в Эстонии, а также в России, Латвии, в Украине), Ливы (проживают в западной части Латвии), Венгры (живут в Венгрии, а также в Румынии, Сербии, Словакии, США и др.), Чангоши (проживают в Румынии в предгорных и горных районах Карпат)

Восточные финно угорские народы

Коми-зыряне (проживают в Республике Коми, небольшими группами в Западной и Восточной Сибири — потомки тех переселенцев и первопроходцев Сибири), Коми-пермяки (Коми-пермяцкий округ, Кировская и Свердловская области), Ханты (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий округа, Томская область), Манси (живут в Ханты-Мансийском округе, на севере Свердловской области и Пермском крае), Бесермяне (проживают на северо-западе Удмуртии в бассейне р. Чепцы), Удмурты (живут в Удмуртской Республике, а также в других регионах), Марийцы (республика Марий Эл и др. регионы), Мордва (основная территория проживания мордовских эрзян — бассейн реки Суры, мокшан — бассейн р. Мокши)

Самодийские народы

Ненцы (проживают в Ненецком авт. округе, в Архангельской области, респ. Коми, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах, Тюменской области, а также на Новой Земле), Нганасаны (Таймырский авт. округ, Красноярский край), Энцы, енисейские самоеды (Красноярский край), Селькупы (Тюменская, Томская области, Ямало-Ненецкий АО, Красноярский край).

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *