Темперамент-характер-способности..

Темперамент-характер-способности

Темперамент-характер-способности

1. Темперамент личности 2. Типы темпераментов 3. Характер личности 4. Способности личности

1 Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту.. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.. Темперамент окрашивает все психические проявления индивидуума, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи.. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность человека..
Среди наиболее часто встречающихся типов темпераментов в зависимости от сочетания таких свойств нервной системы, как сила, подвижность и уравновешенность, практический интерес представляют шесть его разновидностей:
— сильный сангвиник (уравновешенность, сила, подвижность);
— подвижный холерик (сила, подвижность, неуравновешенность);
— неуравновешенный холерик (подвижность, неуравновешенность, слабость);
— слабый меланхолик (неуравновешенность, слабость, инертность);
— инертный меланхолик (слабость, инертность, уравновешенность);
— уравновешенный флегматик (инертность, уравновешенность, сила).

 

2 Например для анализа служебной деятельности человека представляют интерес обобщенные характеристики приведенных выше типов темпераментов..
 
• Человеку с сангвиническим темпераментом присуши такие положительные качества, как целеустремленность и настойчивость, большая подвижность и легкая приспособляемость к новой обстановке, умение четко и уверенно действовать в сложных условиях, гибкость ума и сосредоточение внимания, высокая продуктивное при динамической работе, оптимизм и склонность к юмору, общительность и коллективизм, стремление к лидерству, умение быстро найти контакт с подчиненными и завоевать авторитет, постоянное стремление к духовному обогащению и самовоспитанию..

У недостаточно воспитанного человека-сангвиника могут проявиться такие отрицательные качества, как формальное отношение к своим обязанностям при потере интереса к работе, упрямство и раздражительность в ответ на критику, неосмотрительность и беспечность..
 
• Человеку с холерическим темпераментом присущи быстрота реакции, подвижность и энергичность в служебной деятельности, постоянное стремление быть впереди всех, умелое руководство подчиненными.. В сложных условиях он действует смело, самоотверженно, любит рисковать и преодолевать опасность.. В общественной работе проявляет большую активность, критичность, инициативность, самостоятельность.. Холерик весьма общителен, легко устанавливает эмоциональные связи, настойчиво стремится к лидерству, чрезвычайно чувствителен к общественному мнению и оценкам подчиненных..

У недостаточно культурного человека-холерика можно наблюдать такие отрицательные качества, как неуравновешенность и несдержанность, грубость и бестактность, самонадеянность и зазнайство.. Он часто стремится к особому положению в коллективе, легко меняет друзей, открыто высмеивает недостатки слабых, бывает злопамятен, мстителен.. Настроение неустойчиво, чувства меняются резко и неожиданно.. Холерик может быть источником конфликтов и напряжений в коллективе..
 
• Человек с неуравновешенным холерическим темпераментом обладает высокой чувствительностью и подвижностью психических процессов, быстрым восприятием, активностью в общественной работе, умением выдвинуть хорошую идею, провести диспут.. В спокойной обстановке хорошо справляется с обязанностями руководителя младшего звена, находится в постоянной готовности к действиям..

Вместе с тем, у него наблюдаются такие недостатки, как вспыльчивость, неуравновешенность, импульсивность, склонность к необдуманным поступкам, проявление грубости и раздражительности, придирчивости и предвзятости.. Испытывает неуверенность, и даже страх пред старшим начальником, волнуется перед получением нового задания, с большим трудом его выполняет.. Среди подчиненных часто авторитетом не пользуется..
 
• Человека со слабым меланхолическим темпераментом отличают добросовестность, усердие, старание.. Ему свойственны исполнительность, повышенное чувство ответственности, принципиальность, справедливость, отзывчивость, деликатное отношение к подчиненным, критичность и самокритичность.. Его иногда называют добрым и хорошим товарищем, душой коллектива..

Среди типичных недостатков в деятельности и общении можно наблюдать быструю утомляемость, нерешительность и осторожность, замкнутость и необщительность, малую инициативность и подверженность чужому влиянию, пессимизм и упрямство..
 
• Человеку с инертным меланхолическим темпераментом присущи усердие и аккуратность при выполнении привычных обязанностей, ровное настроение, скромность и тактичность, самокритичность и постоянство в дружбе.. С подчиненными поддерживает деловые взаимоотношения, редко спорит, в конфликтах участия не принимает..

Однако у него могут быть и недостатки такого рода: серьезные затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой, неуверенность действий и сложной обстановке, заторможенность реакций и пассивность в учебе, отсутствие решительности и инициативы в кризисных ситуациях, безразличие к мнению коллектива, критике со стороны начальников, попустительство и лень..
 
• Человеку с флегматическим темпераментом свойственны надежность в службе и работе, уверенность и самообладание, упорство и настойчивость, терпение, авторитетность среди подчиненных, желание оказать им любую помощь, постоянство в дружбе с одним или двумя коллегами.. В сложных условиях он действует бесстрашно, не страшится эмоциональных перегрузок, в конфликты не вступает, стремится до конца выполнить намеченное..

Недостатки флегматика: с трудом овладевает новыми знаниями и навыками, не умеет быстро реагировать на приказы и распоряжения, не стремится избавиться от плохих привычек и стереотипов мышления, на критические замечания реагирует спокойно, пассивен в общественной работе, с предубеждением относится к отдельным подчиненным, бывает ленив и инертен.. Он не способен одновременно решать несколько задач, быстро переключаться с одного задания на другое..
 
3 У каждого человека черты и качества соединены по — разному.. Неповторимое, индивидуальное сочетание психологических черт личности представляет собой характер..
 
Характер — это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самому себе..
 
Характер формируется в процессе познания окружающего мира и практической деятельности.. От круга впечатлений и разнообразия деятельности зависит сила характера.. Основа, главный стержень характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичной для данного человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой находится человек, под влиянием людей, с которыми он общается.. Оставаясь самим собой, человек может проявлять то большую, то меньшую откровенность или замкнутость, решительность или нерешительность, твердость или мягкость.. Некоторые сдвиги в характере наблюдаются при старении организма, продолжительной болезни или других изменениях в психике..

В характере как психическом складе, как целостной системе свойств, отражающих историю взаимодействия личности с условиями жизни, всегда можно выделить основные звенья системы или динамические стереотипы, которые закрепляются внешними воздействиями, которые характеризуют поведение человека в данных условиях жизни.. В содержательном плане характер рассматривается как система отношений человека к окружающему миру, другим людям, к самому себе..
 
• Каждый характер индивидуален, но, несмотря на это, характерам можно давать некоторые общие оценки: по содержащий силе, наличию или отсутствию тех или иных черт..

Оценка по содержанию осуществляется указанием на особенности отношений человека к себе, другим людям, труду, окружающему пространству.. Это основная оценка, без которой нельзя конкретно и правильно судить о характере..
 
Оценка характера по силе:
 
Сильным называют характер тех людей, чьи поступки, поведение соответствуют их знаниям и убеждениям.. Человек с сильным характером — надежный человек.. Если знать его взгляды, убеждения, то можно уверенно предвидеть, как этот человек поступит в той или иной ситуации..
 
Оценка характера по свойственным ему чертам:
 
— волевые (самостоятельность, самообладание, непреклонность, твердость, упорство);
— эмоциональные (уравновешенность, порывистость, страстность, впечатлительность);
— интеллектуальность (глубокомыслие, сообразительность, находчивость и др.).
 
• Характер, отражая жизнь, в свою очередь влияет на образ жизни.. Человек с твердым и решительным характером может преодолеть любые препятствия и добиться осуществления поставленной цели, использовав все возможности и рационально организовав свою жизнь, свой труд..

Характер имеет большое значение не только для самой личности, но и для общества.. Жизнь и работа коллектива, особенно настроение каждого человека, определяются качествами характеров индивидов.. Случается так, что один человек с трудным характером мешает жить всему коллективу.. Из-за такого человека в коллективе возникают нередко конфликтные отношения, склоки, которые отражаются на работе. И жизнеощущениях всех людей.. Чтобы изучить характер, необходимы длительные наблюдения в различных ситуациях..
 
4 Способности — это совокупность таких психических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности и постоянно совершенствоваться в них..
 
Способности проявляются, функционируют и развиваются только в деятельности.. Исследования ученых, опирающихся на современную методологию, раскрывают сложную структуру способностей:
 
— социальная сторона способностей, которая проявляется в характере общественных отношений, определенном виде деятельности и выбранной специальности, условий жизни и службы и т.п.;
— психологическая сторона способностей, т.е. особенности протекания психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов, проявления свойств и качеств, наличие психических образований и т.д.;
— физиологическая сторона способностей — это анатомофизиологические особенности организма и нервной системы человека, это задатки, которые являются врожденными особенностями..
 
• Все способности человека можно классифицировать, исходя из их внутренней структуры.
 
Первая группа способностей имеет биологическую основу, где различаются;
 
— элементарные способности, связанные с особенностями протекания первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память);
— сложные способности, связанные с особенностями таких форм психического отражения, как мышление, представление, воображение (например, способность критически мыслить, быстро анализировать обстановку и принимать оптимальные решения и т.п.);
— «демонические», связанные с физиологическими особенностями организма человека.
 
Вторая группа базируется на социальной основе и подразделяется на способности, которыми в той или иной степени наделены все люди..
 
Это способности к общечеловеческим видам деятельности, общению друг с другом.. Речь идет о благоприятном сочетании многих особенностей и качеств личности, проявляющихся в деятельности, специальные, дающие возможность достичь высоких результатов в определенной деятельности, выбранной профессии, ; частные — что способности человека в неосновном для него виде деятельности..
 
Связующим звеном между способностями первой и второй групп является особый вид способностей — творческие..
 
Творчество — деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее.. Оно ориентировано не на приспособление к сложившимся конкретно социальным, логическим, психологическим установкам, стереотипам и т.п., а на их ломку, преобразование, нередко связанные даже с риском.. Творческие способности человека проявляются в любой деятельности — научной, художественной, производственной, общественной, воинской..
 
• Исходя из определения видно, что способности позволяют человеку заниматься одним или несколькими видами деятельности.. В зависимости от сложности, многообразности и общественной значимости деятельности различают три уровня развития способностей..
 
Одаренность — благоприятное сочетание способностей обеих групп, позволяющих человеку успешно заниматься несколькими видами деятельности.
 
Талант — совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, отличающейся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью..
 
Гениальность — высшая степень одаренности, позволяющая человеку достичь общественно значимых, имеющих революционное значение результатов..
 

Удачи в познании Себя!!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *