Вред привычки вынесения оценочных суждений..

otsenka

Витгенштейн против «симптомального чтения» жизни

В философии ХХ столетия в своё время появился новый для философии термин — «симптомальное чтение».. Что же это такое?..

Симптомальное чтение – это такой взгляд на мир, когда смотрящий предполагает (причём всегда!) что:

«Всё, что угодно, что я вижу и слышу — не есть то, что оно есть, а лишь симптом чего-то другого»..

Надела короткую юбку – хочет быть изнасилованной..

Завела второго ребёнка — боится выходить на работу..

Сидит, скрестив ноги?.. Чувствует себя неуверенно.

Учат иностранный язык?.. Собираются эмигрировать.

Ну и прочая отвратительная белиберда, которую многие почему-то считают «психологией»..

Человек, смотрящий на мир через инструмент «симптомального чтения», всегда «подозревает».. Он всегда должен что-то «открыть», «обнаружить», «расследовать» как некий эксперт..

Некоторые симптомальные наблюдения за жизнью верны. (Никакой феномен не является абсолютным Злом, пока он не приобретает дурную тотальность).. То же произошло и с симптомальным чтением.. То, что уместно думать и делать для инспектора полиции в доме, откуда только что вынесли труп, неуместно для гражданина Имярек, раскрывшего рот, просто с целью сказать что-то умное..

Интеллектуальная мода «рассматривать всё как симптом чего-то другого», распространилась, как пожар, буквально на все дискурсы, уже не говоря о психологии с её главной рок-звездой — Зигмундом Фрейдом..

Все, кто что-либо делает или говорит, теперь мгновенно стали — подозреваемыми. Как говорила Иоанна Хмелевская: «Мы все под подозрением». Права была пани Иоанна…

Так в чём же опасность симптомального чтения?..

Пример, из жизни: ..Представьте себе, что молодой человек приходит домой и, проходя через гостиную к себе в комнату, говорит, обращаясь к маме: «Мама, я сегодня очень устал. Я, пожалуй, рано лягу. Пожалуйста, не зови меня к телефону, если мне будут звонить друзья, и если можно, сделай потише телевизор»..

Вы, конечно, знаете, что ответит ему мама, вместо того, чтобы сказать: «Ладно, я поняла».

Мама спросит (нет, будет утверждать): «Вася, ты поссорился с девушкой, с этой дурочкой, она же тебя не стоит!»..

Или: «Вася, ты заболел, ты пил холодную воду из кулера и заболел, я же тебе говорила про твои гланды»..

Или: «Вася, ты за что-то на нас с папой сердишься»..

И получается, что никто из нас не умеет рассказывать свои истории без вынесения оценочных суждений.. Никто не умеет рисовать картину просто.. Лишь тщательно подмечая, а потом подробно излагая без интерпретаторской отсебятины замеченные ранее наблюдения..

***

«Слушайте, описывайте, не надо мне объяснять. Описывайте и только описывайте!»

Людвик Витгенштейн

Важно четко осознавать коварство оценочных суждений и возвращать себя в простое и честное зеркало — описывающее, но ничего никому не объясняющее, в том числе (главное) не объясняющее, «что же происходит» самому себе.

Повторюсь:

«Слушайте, описывайте, не надо мне объяснять. Описывайте и только описывайте!»

Людвик Витгенштейн

Удачи на Пути!!

Читайте также:

комментариев 5

  1. Тамара:

    Именно так я всегда думаю про молоденьких девушек, которые надевают непозволительно короткие юбки! Конечно, этим они провоцируют молодых людей на дурные поступки. Когда я сама носила короткие юбки, мне то же самое говорила моя мама! Значит, это идет не от нашего поколения, а идет из века в век. Человек не может удержать свою фантазию, которая проводит всегда и везде некие логические цепочки во всем и везде.

  2. Анна:

    Мне очень жаль таких людей. Они привыкли судить всех и вся со своей колокольни. И не просто делать выводы, а осуждать, забывая одну из Божьих заповедей: не судите, да не судимы будете! Знаю многих, кто и не хочет осуждать, но у них это получается само собой, хотя люди и пытаются над собой работать. Вот если бы была какая-то действенная методика, которая отключала бы в людях этот недостаток. Может она уже есть, но я пока о ней не осведомлена?

  3. Галина:

    Многие об этом никогда даже не задумываются… По-моему это от незнания или у нас так уже принято, что в первую очередь нужно оценить, сделать вывод и соответственно быстро действовать далее!Правильному оценочному осознанию стоит обучать всех с раннего возраста, поскольку, в нашем обществе им обладают только немногие люди в силу обязанностей их профессий — юристы, педагоги, судьи.

  4. Инга:

    Многие вешают ярлыки на окружающие вещи и людей по привычке, потому что так воспитывались с детства. Очень трудно научиться воспринимать мир просто «наблюдая» (без оценки), а не «ожидая» (через оценку). При встрече с одноклассником, который пятнадцать лет назад обижал вас в школе, вы будете воспринимать его как своего злого обидчика, хотя перед вами уже не тот веснушчатый хулиган, а взрослый мужчина, в костюме, при галстуке, на машине… Совсем другой человек, но вы будете смотреть на него сквозь свой привычный ярлык, который вытащен из прошлого! От этого очень трудно отучиться…

  5. sacs:

    Neat blog! Is your theme custom made or did you download it from somewhere? A design like yours with a few simple adjustements would really make my blog jump out. Please let me know where you got your theme. Thanks

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *